При выявлении у ребёнка или подростка склонности
к суицидальному поведению необходимо срочно предпринимать меры
по предотвращению суицидальных действий. Оказать помощь в данной ситуации могут такие специалисты, как психологи, а при подозрении
на психическую патологию – психиатры. Взрослые должны понимать, чем они рискуют, оставив такого ребёнка без внимания
и соответствующей помощи.
В качестве профилактической работы по предотвращению суицидального поведения можно выделить следующие виды работы:
- организация совместных действий семьи, школы, друзей
- по оказанию социальной поддержки;
- обучение социальным навыкам преодоления стресса;
- проведение социально-психологических тренингов;
- индивидуальные и групповые занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к себе;
- обучение навыкам практического применения активной стратегии решения проблем.
Прежде всего, одной из важных социально значимых задач
для родителей, педагогов, психологов и социальных педагогов, работающих с детьми и подростками, является выявление суицидального риска и преодоление мифов общественного сознания о суицидальном поведении.
Миф 1. Самоубийства совершают только психически нездоровые дети.
Истина заключается в том, что среди самоубийц психически нездоровых людей не больше, чем среди остального населения.
Миф 2. Самоубийства являются исключительно импульсивным деянием, и помочь самоубийце в таком случае нельзя.
Истина заключается в том, что любое самоубийство – это логический итог неблагополучия личности в какой-либо из сфер его жизни. Любовь и внимание к проблемам ребенка может предотвратить роковой шаг.
Миф 3. Ребенок, который пугает своих близких, никогда
не совершит суицид.
Истина в том, что ребенок, стоящий на грани самоубийства, может сделать это под влиянием сиюминутного аффекта.
Миф 4. Спасенные дети никогда больше не совершат попытку суицида.
Истина в том, что рано или поздно наступит повтор. Совершивший суицидальную попытку ребенок, как правило, в 50% случаев,
ее повторяет. В свою очередь, 50% из повторивших суицид заканчивают его «успешно».
Миф 5. Нельзя разговаривать на тему суицида в присутствии детей, склонных к депрессии, т.к. такие разговоры могут спровоцировать суицид.
На самом деле, дети, имеющие суицидальные мысли, могут получать облегчение, разговаривая о своих чувствах, эмоциях.
Миф 6. Снижению уровня самоубийств способствуют статьи
в СМИ, рассказывающие о том, как и почему было совершено то или иное самоубийство.
На самом деле, в средствах массовой информации, как правило, публикуется только сам факт совершения самоубийства, что не влияет
на количество самоубийств в различных возрастных группах.
Миф 7. Существует тип людей, склонных к самоубийству; влечение к которому передается по наследству.
Это утверждение никем научно не доказано.
Взрослым необходимо всегда серьезно относиться к любым детским угрозам, поэтому необходимо:
- говорить с ребенком открыто и прямо;
- говорить ребенку о своей любви к нему;
- дать ребенку почувствовать, что вам не все равно, что происходит с ребенком;
- слушать с чувством искренности и понимания;
- прибегнуть к помощи «авторитетных людей» для оказания поддержки ребенку, нуждающемуся в помощи;
- заключить «соглашение о не совершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка не причинять себе боль никоим образом;
- подумать, кто может помочь ребенку (пригласить близкого человека, школьного педагога или психолога, т.е. человека, которому ребенок доверяет);
- при необходимости пригласить врача-психотерапевта, который может вывести ребенка из кризисного состояния; при осложненных или критических ситуациях доставить его в ближайший психоневрологический диспансер или больницу;
- просто остаться с ребенком рядом; если необходимо уйти, оставить его на попечение другого взрослого;
Ключевые моменты, которые необходимо донести подростку
- Выход есть. Здесь может быть очень жизнеутверждающим пример жизни психолога Виктора Франкла. В своей книге «Сказать жизни да!», он описал ужасы концлагеря, в котором находился во время Второй Мировой Войны. Будучи обычным заключенным, Франкл описал в этой книге то, как мучительная лагерная повседневность отражалась на душевном состоянии людей и о том, как воля к жизни и смысл жизни могут помочь выжить даже в самых невыносимых условиях, пережить самое темное время и остаться человеком.Донести (в доступной для понимания форме) ребенку информацию о том, что смерти нет – есть только фантазии и мысли, которые мы описываем с точки зрения живого человека.
- Следует рассмотреть вопрос об «эстетике смерти». Есть подростки и взрослые, ошибочно фантазирующие о том, что, после их смерти, родные (которых они «якобы» своей смертью наказали за что-либо) будут смотреть на них (как в художественном фильме). Это сильное заблуждение, так, как только для сцен из кинофильма показывают комбинированные съемки, в кадрах которых якобы повешенные или упавшие с высоты остаются без видимых изменений. Это только миф, очень опасный и с реальной жизнью никак не связанный. Если суицидальные мысли возникают с целью демонстрации суицидального поведения, то неплохо своевременно проинформировать подростков о том, что все люди (в любом возрасте), проявившие склонность к суициду, ставятся на учет в психиатрический диспансер. И состоя в нем на учете, могут поставить жирный крест на многих видах профессионального самоопределения. Такие люди уже не смогут работать, например,
в МВД России, не смогут стать летчиками, спасателями и т.п. Можно отметить и тот факт, что нередки случаи, когда демонстративный суицидальный поступок принимал законченную форму и трагедию предотвратить не удавалось.
Цели подростков, совершающих суицид:
- Протест или месть. Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему
по принципу: «когда я умру, вам будет хуже». В данном случае мысль о суициде возникает импульсивно, а конфликт имеет острый характер. - Призыв. Цель попытки самоубийства – получить помощь
от окружающих чтобы изменить ситуацию. В данном случае суицидальное поведение также развивается остро, а попыткой суицида часто выступает самоотравление. - Избежание наказания/страдания. Попытка самоубийства
в данном случае преследует цель избежать наказания
при его угрозе, следовательно, психической и физической боли. - Самонаказание. Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.
- Отказ. Подобный тип - «отказ» от жизни – наблюдается
у психически больных подростков.
Большая часть подростков, планирующих самоубийство, занимаются с психологами и педагогами, посещают врачей и работников соц. служб достаточно длительное время с целью высказаться и быть выслушанным.
Главными «инструментами» взрослых в оценке суицидального риска выступают:
➢беседа с ребенком;
➢постоянное наблюдение за подростком;
➢сторонняя информация, полученная от людей из близкого окружения;
➢психологические тесты.
В разговоре с ребенком превалируют следующие высказывания,
на которые важно обратить внимание:
- меня не любят;
- я не нужен, я бесполезный человек;
- я не желаю никого видеть, и тем более общаться;
- жизнь бессмысленна;
- прощайте (это был мой последний визит);
- не желаю жить;
- я умираю;
- я не способен это выносить
ПОМНИТЕ: Какие бы продуманные суицидальные планы
ни вынашивал ребёнок, на самом деле умирать он не хочет. Он хочет, чтобы кто-то сказал ему, что жить не так уж и плохо. И этим «кем-то» ОБЯЗАНЫ стать вы! Суицид не происходит
без предупреждения!
Большинство подростков, пытавшихся покончить с собой, почти всегда предупреждали о своем намерении: говорили, делали что-то такое, что служило намеком, предупреждением о том, что они оказались
в безвыходной ситуации и думают о смерти.
Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов:
- Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей;
- Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни
- и стремиться к ним;
- Обязательно содействуйте в преодолении препятствий;
- Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом;
- Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания;
- Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними;
- От заботливого, любящего человека, находящегося рядом
- в трудную минуту, зависит многое;
- Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть.
ПОЭТОМУ СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ ПРОСТ И ДОСТУПЕН: "ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ, БУДЬТЕ ИСКРЕННЕ И ЧЕСТНЫ
В СВОЁМ ОТНОШЕНИИ К СВОИМ ДЕТЯМ И К САМИМ СЕБЕ".
Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии. Поэтому предупреждение самоубийства ребенка следует начинать с профилактики и принятия мер по устранению упаднического настроения.
Разговор «по душам» с собственным ребёнком – главный фактор его уверенности в том, что он сам – ценность в этом мире. А все обиды, разочарования, беды – ВСЁ ПРОЙДЁТ!
Рекомендации родителям :
- С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями.
- В беседах с подростком родители должны его настраивать
на «оптимистическую установку», вселять уверенность
в достижении поставленных целей. - С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать
их и искать оптимальные пути их преодоления. - Ни в коем случае в общении с подростком родителям
не допускается упрекать его «постоянно недовольном виде
и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми. - Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности.
- Для повышения самооценки подростка допускается сравнения
его «вчерашнего» с ним «сегодняшним» и настроить на еще более успешный вариант «подростка завтрашнего».
Современная подростковая жизнь наполнена вызовами, и иногда эмоциональная нагрузка становится непосильной. Важная тема, с которой родители часто сталкиваются, — это угроза суицидальных мыслей у подростков.
По данным ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток
и завершённых самоубийств среди детей и подростков.
Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвёртое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Самоубийство – слишком кардинальный
и противоестественный шаг. Решение его совершить появляется не мгновенно. Как правило,
ему предшествует продолжительный период волнений и переживаний, борьбы мотивов, поиска выхода
из сложившейся ситуации
Различают три основных вида суицида:
- истинный суицид – осознанные действия, направленные на совершение акта самоубийства, лишение себя жизни.
- демонстративный суицид с желанием умереть не связан. Это скорее способ обратить внимание других на свои проблемы, своеобразный призыв о помощи, шантаж;
скрытый, или непрямой, суицид – это завуалированное самоубийство, саморазрушающее поведение, направленное на резкое либо постепенное снижение длительности своей жизни. Это своеобразная игра со смертью (осознанное употребление в больших дозах алкоголя, никотина, сильных наркотиков, занятие экстремальными видами спорта, самоизоляция).
Типы суицидального поведения:
- демонстративного суицидального поведения является обращение внимания других
на себя и свои проблемы. Это своего рода крик о помощи. Таким образом человек хочет показать окружающим, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Способы демонстративного суицидального поведения чаще всего проявляются в виде отравления неядовитыми лекарственными препаратами, порезов вен, изображения повешения. - аффективному типу суицидального поведения относятся суицидальные действия, совершённые под влиянием ярких эмоций. В таких случаях человек не имеет чёткого плана действий, а поступает импульсивно под воздействием сильных негативных эмоций. При аффективном суицидальном поведении чаще всего прибегают
к отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами, попыткам повешения. - Истинное суицидальное поведение отличается продуманным планом действий.
В таком случае человек готовится к совершению суицидального поступка. При таком типе суицидального поведения часто оставляют предсмертные записки (прощальные, обвиняющие, с объяснением своего поступка). Такие суицидальные попытки часто заканчиваются летальным исходом, так как эти действия являются хорошо продуманными. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают
к спрыгиванию с высоты или повешению.
Суицидальное поведение детей и подростков – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленные
на самоубийство. Внутренняя суицидальная активность (мысли, фантазии, продумывание способов совершения суицида) предшествует внешним проявлениям – поступкам, целью которых является лишение себя жизни.
Для суицидента характерны переживание беспомощности и безнадёжности, невыносимость страданий, искажённое восприятие реальности. Безрезультатный поиск выхода из сложившейся ситуации, аутоагрессия.
В детском возрасте суицидальное поведение связано с желанием избежать стрессовых ситуаций или наказания. Дети и подростки не всегда осознают необратимость своих суицидальных действий. Зачастую у них отсутствуют навыки совладания со стрессом, депрессией. Детей, совершающих суицидальные действия, отличает повышенная впечатлительность, внушаемость, импульсивность, колебание настроения, страх, гнев, желание наказать себя или других. Поэтому суициды подростков часто носят демонстративный характер. Чаще всего они совершаются после ссор или в конфликтных ситуациях (со взрослыми или сверстниками). Зачастую целью суицидальных действий детей или подростков является шантаж. Более половины детских и подростковых суицидов совершаются на фоне аффективных реакций
или психических расстройств.
Причины суицидов у детей и подростков:
- несформированное понимание смерти;
- депрессивные состояния;
- дисгармония в семье;
- саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков);
- ранняя половая жизнь часто приводит к ранним разочарованиям: наступление нежеланной беременности, расставание с любимым.
- реакция протеста при нарушении взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.
Признаки суицидального поведения в детском и подростковом возрасте:
- частые соматические недомогания (головные боли, хроническая усталость, повышенная сонливость или, наоборот, бессонница, боли в животе);
- потеря аппетита или импульсивное обжорство;
- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
- пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
- внезапные приступы гнева, часто возникающие из-за мелочей;
- появление ощущения скуки в привычном окружении, выполнении работы, ранее доставлявшей удовольствие;
- уход от контактов, превращение в «человека- одиночку», изоляция от друзей, семьи;
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, вины;
- погружённость в размышления о смерти;
- отсутствие планов на будущее.
- суицидальным подросткам присущи амбивалентные чувства: они одновременно испытывают безнадёжность и надеются на спасение.
- Прежде неряшливый ребёнок вдруг начинает наводить порядок в своих вещах. Раздача ценных вещей, приведение своих дел в порядок
- Привлечь внимание взрослых и насторожить их должно и прощание ребёнка, выраженное, например, в форме благодарности за помощь в разное время жизни.
- Насторожить взрослых должны и рассуждения на тему «Я никому не нужен», фантазии на тему собственной смерти, чрезмерное внимание к мотивам смерти в литературе, музыке.
В случае принятия подростком решения покончить с собой и составлении конкретного плана суицидальных действий мысли на эту тему перестают его мучить, появляется избыток энергии. Таким образом, состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
Взрослым следует быть особенно внимательными и срочно предпринимать меры, заметив у ребёнка или подростка признаки подготовки к самоубийству.
К «группе риска» по суицидальным действиям можно отнести следующих детей и подростков:
- дети и подростки из семей, в которых были случаи суицидов;
- дети и подростки из социально-неблагополучных семей;
- сверхкритичные к себе дети и подростки;
- страдающие от хронических или смертельных болезней, испытанных унижений или трагических утрат, покинутые окружением дети и подростки;
- дети и подростки с затяжным депрессивным состоянием;
- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами и реальными достижениями в жизни;
- дети и подростки с нарушенными межличностными отношениями;
- дети и подростки, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, с девиантным поведением.
Эти дети требуют к себе особо тщательного внимания со стороны взрослых. Так или иначе они все нуждаются в помощи со стороны взрослых, хотя сами зачастую этого не осознают.
ЗА ЛЮБОЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА В ОТВЕТЕ ВЗРОСЛЫЕ.
Прежде всего взрослые должны интересоваться делами ребёнка, разговаривать с ним, задавая вопросы о его состоянии, строить планы на будущее.
Это общение должно быть позитивным. Так же благотворно на психическом состоянии сказывается занятие новыми делами.
Родителям необходимо установить доверительные отношения с подростком. Одна из основных причин, по которой подростки не делятся своими переживаниями с родителями, заключается в недостаточном уровне доверия в семье. Родители часто пытаются контролировать жизнь детей, при этом забывая об их эмоциональных потребностях. Чтобы выстроить доверительные отношения с подростком, важно изменить подход к общению. В первую очередь, родителям нужно научиться слушать подростка без осуждения и с уважением к его мнению. Порой проблемы, которые кажутся взрослым незначительными, для подростков могут быть чрезвычайно важными. Искренний интерес к жизни подростка и простые вопросы вроде "Как ты?" могут создать ощущение безопасности и доверия. Не менее важно сохранять терпение, период взросления для подростков связан с поиском своего места в мире, и эмоциональные колебания неизбежны. Родители должны проявлять стойкость и готовность поддержать ребенка, даже если его поведение временами кажется трудным. Поддержка увлечений подростка также играет значительную роль в создании доверительных отношений. Важно показывать, что интересы ребенка ценятся, будь то хобби или увлечения, а не только школьные успехи и выполнение домашних обязанностей. Очень важно избегать сравнений подростка с другими детьми. Такие сравнения могут нанести ущерб самооценке и вызвать эмоциональное отдаление. Каждый подросток уникален, и важно признавать его достоинства. Наконец, родители должны поддерживать открытость в общении. Постоянная критика или обвинения могут привести к тому, что подросток замкнется в себе. Важно вести диалог на равных, слушать и показывать готовность поддержать в любой ситуации.
Как говорить с подростком о суициде?
Тема суицида — одна из самых сложных и деликатных, однако избегать
ее нельзя. Родители должны открыто обсуждать этот вопрос, чтобы подросток
не чувствовал себя одиноким в своих переживаниях. Подходить к таким разговорам осторожно и с пониманием. В первую очередь, важно использовать эмпатийный подход. Подростки нуждаются в поддержке, а не осуждении. Очень важно дать понять, что чувства подростка не являются причиной для стыда, что каждый человек может испытывать трудные эмоции, и это совершенно нормально. Открытый диалог также играет ключевую роль. Родителям нужно предложить обсудить тревожащие подростка темы, показать, что они готовы выслушать и помочь. Важно прояснить, как подросток воспринимает вопросы жизни и смерти, что он думает о суициде и как это соотносится с его нынешними переживаниями. Если подросток выражает суицидальные мысли, необходимо предложить ему профессиональную помощь. Обратиться к психологу или психиатру в такой ситуации — важный шаг, и это не должно восприниматься как признак слабости. Подростку нужно дать уверенность, что его откровения останутся конфиденциальными, если это не представляет угрозы для его жизни. Этот аспект помогает создать чувство безопасности, особенно если ребенок опасается осуждения.
Если подросток выражает желание покончить с собой, незамедлительно обращайтесь за профессиональной помощью. Необходимо обратиться к психологу, психиатру или другим специалистам, которые смогут оказать квалифицированную поддержку и предотвратить возможную трагедию. Важно вовремя распознавать тревожные сигналы и выстраивать доверительные отношения, чтобы дети чувствовали поддержку в самые трудные моменты своей жизни. Ведь именно взрослые могут стать для подростка опорой, которая поможет преодолеть трудности и найти верный путь
в жизни.
Все мы в детстве часто слышали фразу «Мой дом – моя крепость»,
но, став взрослыми, далеко не всегда можем сказать то же самое о своем доме. Как это ни печально, находиться рядом с самыми, казалось бы, близкими людьми порой бывает небезопасно. Конечно, можно долго рассуждать
о том, что бить тех, кто слабее тебя, очень нехорошо, но проблема семейного насилия, увы, становится все более и более актуальной. Хуже всего то,
что ставшие жертвой насилия в семье люди не знают, что с этим делать, продолжая и дальше терпеть издевательства. Насилие в семье – это ситуации, при которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Насилие в семье проявляется в действии
или угрозе физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому,
с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.
Мифы о насилии
Миф первый. Домашнее насилие сегодня – редкость. Во всех развитых странах юристы, специализирующиеся на семейном праве, считают, что домашнее насилие занимает одно из первых мест среди преступлений против личности.
Миф второй. Ссоры в семьях всегда были и всегда будут –
это нормально. Ссоры и конфликты действительно могут присутствовать
в семейных отношениях. Отличительной чертой насилия является серьезность, цикличность и интенсивность происходящего и последствий. Рукоприкладство характерно для людей, у которых имеются психологические и социальные проблемы, при чем независимо от уровня их доходов
или образования. Помочь этим семьям вполне реально, если не закрывать
на проблему глаза.
Миф третий. Насилие прекратится после свадьбы. Наивно полагать, что любимый или любимая оставит прежние привычки внезапно,
раз и навсегда. Привычка – часть личности, а личность не меняется кардинально просто так.
Миф четвертый. Насильники в семье – это неудачники по жизни. Эти люди занимаются обычными делами, работают на обычной работе,
их социальный статус может быть высоким, они могут занимать руководящие посты, вести активную социальную жизнь, быть успешными в бизнесе.
Они прекрасно понимают, кому и когда могут применять свою силу.
Миф пятый. Тот, кто провоцирует насилие, тот и заслуживает его. Корни такого убеждения кроются в социальных и половых (гендерных) стереотипах, которые прививаются с детства. В процессе воспитания,
в семьях, где практикуется применение силы как способа воспитания, такие стереотипы навязаны ребенку и преследуют своей целью подчинить его воле взрослого.
Миф шестой. Люди, подвергающиеся насилию, всегда могут уйти
из семьи. В сознании многих женщин существует предписание надеяться
и верить в то, что семья – это единственный способ самореализации. Покинуть место, где ты призван находиться и выполнять обязанности, очень не просто. Привычка, внутреннее сопротивление, связанное с недостаточно прошедшим временем для принятия этого факта, обязанности, ответственность за других членов семьи – вот лишь несколько препятствий на пути человека из семьи.
Миф седьмой. Причина насилия – алкоголь. Алкоголь, конечно
же, всегда снижает контроль человека за своим поведением, но среди насильников много людей, совсем не употребляющих алкоголь
или наркотики.
Насилие в семье – что делать?
- Если в очередной раз пострадали от домашнего насилия, сходите в больницу и зафиксируйте факт нанесения побоев.
- Заранее соберите ключи от квартиры, документы, необходимые вещи
и, если есть возможность, деньги.
- Заранее найдите людей, у которых вы сможете пожить первое время. Желательно, чтобы они не были знакомы вашему партнеру.
- Не угрожайте уходом. Если вы будете угрожать, но при этом ничего
не делать, партнер просто не отнесется к вашим словам серьезно, да и сами вы вскоре потеряете веру в то, что вам удастся уйти. Если же партнер
и поверит в ваши намерения, то от этого может стать только хуже: кто знает, какие шаги он предпримет, чтобы «сыграть на опережение».
- Не уходите из квартиры без вещей и документов, иначе через некоторое время вы вынуждены будете вернуться к агрессору, и последствия этого могут оказаться отнюдь не радужными.
- Если у вас есть дети, сделайте все возможное, чтобы они не стали жертвами домашнего тирана.
- Поговорите с соседями. Целью разговора должно быть убеждение людей
в необходимости вызывать милицию, если из вашей квартиры раздаются крики.
Насилие в семье – куда обращаться?
В ситуации домашнего насилия кажется, что ситуация безвыходная
и помочь не кому, ПОМНИТЕ – выход есть всегда!
Вам готовы помочь в учреждении «Смолевичский территориальный центр социального обслуживания населения», расположенном по адресу: г.Смолевичи, ул. Советская, д.146, кб.1.
В отделении комплексной поддержки в кризисной ситуаци организована работа с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, жертвами насилия в семье. Квалифицированный психолог и специалисты по социальной работе, помогут разобраться в сложившейся ситуации, при необходимости перенаправят в соответствующие учреждения. При отделении функционирует «кризисная» комната. «Кризисная комната» − специально оборудованное помещение, обеспеченное всеми видами коммунально-бытового благоустройства и предназначенное для предоставления, в случае необходимости, лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, опасном для здоровья и жизни состоянии. В «кризисную» комнату помещаются граждане по направлению управления по труду, занятости
и социальной защите Смолевичского райисполкома, учреждения здравоохранения «Смолевичская центральная районная больница», отдела внутренних дел Смолевичского районного исполнительного комитета,
а также обратившиеся по собственной инициативе. Решение о помещении гражданина в «кризисную» комнату принимает директор центра.
С гражданином, помещенным в «кризисную комнату», заключается договор, который определяет условия нахождения в «кризисной» комнате. За дополнительной информацией и консультацией обращаться
по адресу: г. Смолевичи, ул. Советская, д. 146, кабинет 1. Тел(801776)27102, 8-029-5591590 (МТС). Время работы: 08.30 - 17.30. Консультация психолога проводится бесплатно и анонимно.
Телефон круглосуточного доступа в кризисную комнату: (8044)7532332.
ТАКЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ:
Круглосуточная служба экстренной психологической помощи
УЗ «Минский областной клинический центр
«Психиатрия-наркология»
(8-017) 202-04-01
Общенациональная горячая линия
для пострадавших от насилия в семье
8 801 100 8 801 (ежедневно с 8.00 до 20.00).
Абоненты, обратившиеся на горячую линию, могут получить социальную, психологическую, юридическую помощь совершенно бесплатно, конфиденциально и анонимно.
Телефон экстренной психологической помощи детей и подростков: Республиканская "Детская телефонная линия"
8-801-100-1611 (круглосуточно)
Что такое домашнее насилие - умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).
Предотвращение насилия в семье достигается системой мер по оказанию социальной, психологической, юридической и иной помощи; социальной реабилитации членов семьи; оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в семье, осуществление социального контроля над поведением членов семьи, совершивших насилие в семье; предоставление убежища пострадавшим от насилия членам семьи. Любой человек может подвергаться насилию, но в семье чаще всего от насилия страдают женщины и дети.
Выделяют несколько видов насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое.
Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, в толчках, пинках, шлепках, пощечинах и т.д.
Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.
Психологическое насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т.п.
Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете обучаться, работать, в лишении финансовой поддержки, полном контроле над доходами.
Алгоритм действий жертвы в случае насилия в семье
Каждый человек, испытывающий домашнее насилие, должен иметь свой план действий, чтобы справиться с проявлениями насилия.
Несколько советов по обеспечению собственной безопасности:
1. Если спора не избежать, постарайтесь в это время находиться в помещении, из которого в случае необходимости можно легко выйти старайтесь избежать споров в ванной комнате, кухне, где есть острые и режущие предметы).
2. Договоритесь с соседями, чтобы они вызывали милицию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры.
3. Приготовьте запасные ключи от дома (машины) и держите их так, чтобы в случае опасности можно было срочно покинуть дом и тем самым спасти свою жизнь или избежать новых побоев и оскорблений.
4. С той же самой целью спрячьте в безопасном, но доступном для Вас месте книжку с номерами необходимых телефонов, паспорт, свидетельство о браке, документы детей, другие важные бумаги, одежду и белье на первое время, нужные лекарства, а также деньги – сколько сможете.
5. Заранее договоритесь с друзьями и родственниками о том, что в случае опасности они предоставят Вам временное убежище.
6. Сделайте все возможное, чтобы обидчик не нашел Вас (спрячьте все записи и адреса, которые могут подсказать, где Вы находитесь: записные книжки, конверты с адресами, номера телефонов).
7. Заранее решите, что из ценных, необходимых или просто дорогих Вам вещей Вы возьмете с собой. В случае острой необходимости некоторые из них можно будет продать или отдать в залог, а без других Вы никак не сможете обойтись.
8. При критической ситуации незамедлительно покидайте дом, словно при пожаре, даже если Вам не удалось взять все, что нужно.
Услуги, оказываемые пострадавшим от домашнего насилия!
Государственное учреждение «Смолевичский Территориальный центр социального обслуживания населения» (далее – Центр) безвозмездно оказывает пострадавшим от насилия в семье консультационно -информационные, социально - психологические, социально-посреднические услуги, услугу социального патроната, временного приюта.
социальная услуга - действия по оказанию гражданину помощи в целях содействия в предупреждении, преодолении трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней;
консультационно – информационные услуги – информирование об условиях и порядке организации и оказания социальных услуг, оказание содействия в оформлении и истребовании документов, необходимых для реализации права на установленные законодательством формы и виды социальной поддержки;
социально-посреднические услуги - содействие установлению и расширению связей между гражданами, получающими социальные услуги, и государственными органами (организациями), а также оказание в установленном порядке услуг по представлению интересов граждан, получающих социальные услуги;
социально - психологические услуги - содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении их последствий, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан, и создание необходимых для этого условий;
социальный патронат - деятельность по сопровождению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленная на ее преодоление, восстановление нормальной жизнедеятельности, мобилизацию и реализацию собственного потенциала граждан для личного и социального роста.
Услуги «кризисной комнаты» предоставляет услуги временного приюта пострадавшим от домашнего насилия (а также жертвам торговли людьми лицам пострадавшим от террористических актов, техногенных катастроф и стихийных бедствий, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Услуги психолога, юриста, временное убежище, ночлег, стирка белья, пользование электроэнергией, коммунальные услуги предоставляются на безвозмездной основе на основании заключенного договора.
«Кризисная» комната - специально оборудованное отдельное помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта для предоставления в случае необходимости лицам, находящимся в кризисном состоянии, временного приюта.
Срок пребывания в «кризисной комнате» определяется с учетом обстоятельств и особенностей трудной жизненной ситуации гражданина. Пребывание граждан в «кризисной комнате», бытовые и прочие условия их жизнедеятельности основываются на принципах самообслуживания. В период круглосуточного пребывания в «кризисной комнате» питание граждан осуществляется за счет собственных средств граждан, других источников, не запрещенных законодательством. Услуга временного приюта оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми.
Телефон круглосуточного доступа: 80(44)753-23-32
Психолог: 8017(76)27-1-02
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day), отмечаемый ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года.
Цель этой даты — подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни. Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет громадные последствия для детей, их семей, общин и обществ.
Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. Это заболевание проявляется в трехлетнем возрасте.
Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности социального взаимодействия, нестандартные способы обучения, острый интерес к определенным темам, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.
Детский аутизм является особым видом отклонения в психическом развитии.
На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор неизвестно, что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка. Существуют разные теории, но, ни одна из них не может целиком и полностью объяснить природу данного расстройства. Аутизм на сегодняшний день не излечим.
ПОРТРЕТ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ.
Для того чтобы понять что происходит с таким ребенком – представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете - увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар – остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки - станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. Сложно такое представить, но можно понять, что, в таком случаи мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Но как это «иначе» мы можем только догадываться, предполагать… У таких детей много различных особенностей, но то, что их действительно отличает от других, даже больных детей, это выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром, в целом.
У ребенка с аутизмом, как правило, сильно искажен процесс формирования личности. Он с трудом самостоятельно идентифицирует себя со своим телом и еще с большим трудом выделяет себя из окружающего мира, что значительно искажает его взаимодействие с окружающими, а порой делает его вообще невозможным, поскольку, когда нет «я» не понятно, кто с кем должен взаимодействовать, а главное «зачем?». У таких детей могут быть нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми. Он может подолгу находится один, не умеет выражать свои желания, обращаться за помощью, даже взглядом, а взрослого человека может использовать как неодушевленный предмет: залазить на него, чтобы достать до полки, действовать его руками.
Ребенок аутист может решать сложные математические задачи и быть не способным сходить в магазин или завязать шнурки. Такого ребенка отличает крайняя необычность, часто вычурность в поведении, привычках, которая отнюдь не связана с плохим воспитанием или дурным характером, который им часто приписывают окружающие.
СИМПТОМЫ АУТИЗМА:
- Ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
- не может объяснить, чего он хочет;
- испытывает задержку темпов речевого развития;
- не следует никаким указаниям взрослых;
- периодически появляются нарушения слуха;
- не понимает, как играть с той или иной игрушкой;
- плохо устанавливает визуальный контакт;
- не улыбается другим;
- не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;
- не говорит отдельные слова в 16 месяцев;
- не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;
- наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте;
- предпочтение определенной одежды и питания;
- упрощение игр (монотонность);
- стремление к ритуальным действиям;
- странное манерное поведение;
- неожиданная агрессия, раздражение, беспричинный страх, растерянность.
ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА
Аутизм нельзя диагностировать при помощи тестов и краткого осмотра даже несколькими специалистами. Также не существует подтвержденных методов лабораторной диагностики аутизма (диагноз нельзя поставить по анализу крови или с помощью КТ или МРТ). Диагностика аутизма включает сбор анамнестических данных, оценку текущего (психиатрического) статуса и оценку уровня развития. Для уточнения диагноза и повышения его точности используют дополнительные стандартизированные методики, относящиеся к "золотому стандарту": ADOS-II и ADI-R (тесты на аутизм).
ЛЕЧЕНИЕ АУТИЗМА
Непосредственного лечения аутизма пока не существует. К методам с доказанной эффективностью и безопасностью относится постоянная абилитация на основе поведенческих, психологических и образовательных подходов. Единственный научно доказанный метод коррекции аутизма – ABA-терапия: applied behavior analysis. Ее основная идея проста: если ребенку нравятся последствия его действий, он их повторяет, если нет – не повторяет. При этом каждый успех вознаграждается, а неудача игнорируется.
Людей больных аутизмом необходимо научить, как общаться и взаимодействовать с другими людьми. Это непростая задача, и она включает всю семью, а также специалистов.
Родители ребенка с аутизмом должны постоянно получать информацию о новых методах лечения, и сохранить открытость. Некоторые виды лечения подходят одним пациентам, но не подходят другим. Решения о лечении всегда принимаются в индивидуальном порядке после тщательной оценки, и основаны на том, что это подходящее лечение, как для самого ребенка, так и для его семьи.
Важно помнить аутизм - состояние, которое требует постоянного лечения. Программа лечения может меняться при развитии индивидуума.
Семьи должны остерегаться программ лечения, которые дают ложную надежду на исцеление. Не существует еще таких лекарств, которые бы полностью доказали свою эффективность при лечении аутизма. Нет лекарств излечивающих аутизм, нет и достаточного уровня готовности общества принять детей с особенностями развития в свое ряды.
Задумываемся ли мы о том, как правильно называть, взрослого человека, пенсионера: человек «серебряного возраста», пожилой человек, гражданин старшего поколения? Может это не для всех важно, здесь гораздо важнее отношение общества и государства к людям старшего возраста.
Пожилыми считаются люди в возрасте с 60 до 75 лет. Старше 75 лет — это уже долгожители. Так что и эта категория лиц относится к «серебряному» возрасту.
В последние десятилетия наблюдается устойчивая тенденция к старению населения. Медицина, комфорт помогают жить дольше, но главный вопрос заключается в том, насколько качественной будет эта жизнь. Врачи уверяют: тот, кто чувствует себя моложе своего возраста, стареет гораздо медленнее. Оптимизм повышает тонус организма, защищает и продлевает жизнь.
Главной проблемой пожилых людей становится одиночество и невостребованность, ненужность, потеря смыслов жизни. Надо не бояться, и сделать первый шаг навстречу людям, общению, а значит и жизни. Чем раньше мы поймем, какой интересной, насыщенной, прекрасной может быть старость, тем раньше она перестанет нас пугать и начнет восприниматься как время возможностей. Многих проблем можно избежать, ведя социально активный, здоровый образ жизни.
Другой составляющей деятельности пожилых людей должно стать САМООБРАЗОВАНИЕ. Проявляя социальную активность — помогая другим, вы поможете себе. Конечно, чтобы вести активный образ жизни необходимо хорошо себя чувствовать. Поэтому именно в этом возрасте так важен здоровый образ жизни: низкокалорийная диета, умеренные физические нагрузки, эмоциональная уравновешенность, отказ от вредных привычек.
Но какой бы ни была личная ответственность человека перед собой и своей семьей, никто не должен оставаться один на один с бедой, с немощью и одиночеством. Одиночество - эпидемия XXI века. Мы, часто чувствуем себя одинокими, это уже часть современной культуры. Но мы можем становиться более счастливыми, делая менее одинокими других.
На самом деле, нет ни одного возрастного периода, который можно было бы охарактеризовать как глобальный кризис и «серебряный возраст» не исключение. Наш организм устроен таким образом, что на протяжении всей жизни мы испытываем попеременно то всплески, то угасание различных способностей. В любом возрастном периоде есть плюсы и минусы. Задача каждого из нас, постараться осознать это и научиться применять эти знания с пользой для себя.
ОСНОВНЫЕ ПЛЮСЫ «ВОЗРАСТА ВОЗМОЖНОСТЕЙ»:
-
Зрелый интеллект.
Возраст от 60 до 70 — это период расцвета для кристаллизовавшегося интеллекта. Это умение оперировать общими знаниями и принимать решение на основе большого жизненного опыта. Считается, что именно в этот период жизни люди способны совершать самые взвешенные и обдуманные поступки. -
Опыт и понимание сути вещей.
Молодость больше заботится о внешних аспектах жизни, а в «серебряном» возрасте человек направлен во внутрь себя: он осознает и исследует свой внутренний мир. Лучше всего способны заглянуть в душу человеку люди в возрасте от 40 до 60 лет. Забота об окружающих и своём внутреннем благополучии доминирует над всем внешним. -
Много свободного, личного времени.
В молодости мы спешим жить, мы очень заняты: отношениями, карьерой, детьми. Не хватает времени на заботу о себе и о здоровье. Однако если поддерживать себя в тонусе, то, как показывает практика, можно сохранять отличную форму до самых преклонных лет. Поэтому в зрелом возрасте важно избегать распространенной ошибки – не замедлять темп жизни, а эффективно организовать режим сна/бодрствования, питания и физической и социальной активности таким образом, чтобы это благоприятно сказалось на общем качестве жизни. -
Самореализация в творчестве или хобби/любимом деле.
Редко кто в молодом возрасте успевает заниматься творчеством или любимым делом – всегда не хватает времени и сил. В «серебряном» возрасте наступает благодать для творческих занятий. И это надо обязательно использовать: пойте, танцуйте, рисуйте, делайте всё, чтобы ваши таланты (скрытые или явные) были реализованы! Тогда две основные проблемы в это время жизни одиночество/ненужность и скука отступят на всегда. -
Стабильные семейные отношения и устойчивость во многих сферах жизни.
Как правило к 50-60 годам здоровье еще на высоте, а жгучие «семейные страсти» утихают, наступает стабильность во всём. Уже сделана карьера и достигнута финансовая стабильность, уже взрослые дети, есть внучата, которые становятся новым смыслом жизни взрослого человека и наполняют каждый день радостью и значимостью. Кроме того, многие люди начинают по-новому ценить своих «половинок» — относятся к ним с большей любовью, уважением и благодарностью. Потому что только к этому возрасту все системы организма (мозг, иммунитет, гормональная система) приобретают истинную стабильность/зрелость и если эти системы поддерживать в активной форме, то это наилучшим образом скажется не только на здоровье всего организма, но и придаст вашим отношениям новый шарм, окрасив «серебряный» возраст новыми красками.
Формула социализации пожилых граждан проста: ХОЧЕШЬ ЖИТЬ ДОЛЬШЕ И КАЧЕСТВЕННЕЕ — НАГРУЖАЙ ИНТЕЛЛЕКТ, ПРОДОЛЖАЙ ОБУЧЕНИЕ, ОТКРЫВАЙ ДЛЯ СЕБЯ ЧТО‑ТО НОВОЕ. Никто не оторвет человека от телевизора и не поднимет с дивана, если он сам того не захочет. Хочешь прожить дольше и интереснее — поднимайся! Найди себе увлечение, занимайся физкультурой, продолжай работать и жить в меру сил и возможностей.
Будьте здоровы и счастливы!
В жизни каждого человека встречаются трудные ситуации, которые несут в себе стрессовый характер. Психическое напряжение, ожидание неудачи, страх, срывы и чувство опасности, которые переживает человек, являются наиболее разрушительными стрессорами. Они порождают, кроме физиологических изменений, психические следствия эмоционального перенапряжения – неврозы.
Признаки стрессового напряжения:
1. Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.
2. Вам постоянно не хватает времени, не успеваете ничего сделать.
3. Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.
4. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.
5. Вам постоянно хочется спать, никак не можете выспаться.
6. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
7. Вы очень много курите.
8. Вам почти ничего не нравится.
9. Дома, в семье у вас постоянные конфликты.
10. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.
11. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.
12. У вас появляется комплекс неполноценности.
13. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.
14. Вы не чувствуете уважения к себе ни дома, ни на работе.
Множество людей считает, что случившееся – это наказание. Вот только нужно помнить, что плохие и трагические события случаются как с хорошими, так и с плохими людьми.Важно помнить, что в трудные минуты жизни необходимо сохранять ответственность за свою жизнь, так как жизнь – это высшая ценность.
Помните о том, что справляться с проблемой в одиночку тяжело. Чтобы выйти из состояния отчаяния и депрессии, Вам нужна поддержка. Главное – не нужно бояться просить о помощи близких, друзей, специалистов. Запомните, что Вы можете выйти из сложной кризисной ситуации даже более сильными, умудренными и зрелыми, чем до него.
Рекомендации по преодолению трудных жизненных ситуаций:
1. Стремитесь дистанцироваться от своей работы, переключаться на другие жизненные события. Необходимо осознать, что работа – это не вся жизнь, а только ее часть.
2. Чаще находитесь в такой обстановке, где возникает душевный психологический комфорт. Общайтесь с такими людьми, которые вызывают эмоционально позитивное состояние.
3. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке.
4. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, ложится спать раньше либо позже, чем обычно).
5. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку.
6. Используйте средства, которые помогают нейтрализовать стрессовые переживания: музыка, литература, искусство др.
7. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. Одно осознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.
Помните! Трудная ситуация – это не тупик, а некоторые противоречия, через которые проходит человек на пути своего взросления. Когда Вы находитесь на самом дне бессилия и неизвестности, знайте, что это возможность начать новый этап вашей жизни.
Если вы оказались в трудной жизненной ситуации, вы можете обратиться в центр за оказанием социально психологической помощи направленной на преодоление трудной жизненной ситуации по адресу: г. Смолевичи, ул. Советская, д.146, каб.1.
Тел "Доверия" 27-1-18.
С каждым годом количество людей, имеющих различные ограничения жизнедеятельности, неуклонно растет. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, человеку и ухаживающим за ним родственникам приходится приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться к потребностям, возникающим в связи с инвалидностью, болезнью. Использование правильно подобранных технических средств реабилитации позволит человеку с ограниченными возможностями здоровья быстрее приспособиться к изменившимся условиям среды, перейти на новый уровень самостоятельности, стимулировать активность движений, компенсировать проблемы, социально адаптироваться.
Давайте разберемся что же такое технические средства социальной реабилитации (ТССР)? Под техническим средством социальной реабилитации понимается любое изделие, инструмент, оборудование, устройство, прибор, приспособление или техническая система, используемая человеком для компенсации ограничений жизнедеятельности, вызванных болезнью или травмой.
В зависимости от назначения все ТССР обычно подразделяют на три группы:
-
протезно-ортопедические изделия;
-
средства передвижения;
-
средства, облегчающие жизнь (средства для ухода, быта и досуга).
Основными принципами подбора ТССР являются:
-
Безопасность. Любое техническое средство реабилитации должно быть безопасным, надежным, прочным и способствовать сохранению физического
и психического здоровья человека. -
Функциональность и простота в обслуживании. ТССР должны давать тот объем помощи, который необходим, в частности, улучшение мобильности в квартире,
на улице, самостоятельное бытовое обслуживание, участие в производственном процессе, обучении. -
Комфорт. Любые приспособления должны улучшать положение тела и движения человека с ограниченными возможностями здоровья.
-
Индивидуальность подбора технических средств реабилитации с учетом социальных критериев человека. При назначении конкретных технических средств реабилитации должны приниматься во внимание такие факторы, как социальное окружение инвалида, условия его проживания (обеспеченность жильем, возможность использования технического средства реабилитации в имеющемся жилищном пространстве); наличие развитой инфраструктуры жизнеобеспечения человека (город, село, наличие транспортных путей, сервисных структур); социальная активность, коммуникабельность, общие физические способности
с точки зрения занятий спортом, возраст.
ВАЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОДОБРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ СПЕЦИАЛИСТОВ. БЕЗ ПРАВИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ЭТИ УСТРОЙСТВА МОГУТ БЫТЬ НЕПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАНЫ, ЧТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТРАВМАМ И НЕГАТИВНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ.
Обучение пользованию техническими средствами социальной реабилитации должно включать:
-
информирование по вопросам назначения, подбора и использования ТССР;
-
подбора оптимальных вариантов обеспечения ТССР;
-
консультирование получателей услуг по вопросам, связанным с обеспечением ТССР;
-
оказание посреднической помощи при подборе ТССР.
Применение правильно подобранных технических средств реабилитации и связанных с ними реабилитационных технологий способствуют максимальной реализации реабилитационного потенциала человека с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности, в частности восстановление способности к передвижению, социальной адаптации.
Но всегда помните, что выбор и использование этих устройств должны проводиться под руководством профессионалов, чтобы обеспечить безопасность и эффективность процесса реабилитации.
ВЫ можете обратиться в Центр за помощью в предоставлении услуги по обучению пользованию техническими средствами социальной реабилитации.
Услуга оказывается на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь о некоторых вопросах оказания социальных услуг №1218 от 27.12.2012, постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь №11 от 26.01.2013.
Услуга оказывается: без взимания платы, при необходимости, по запросу получателя услуги.
Услуга предусматривает:
-
информирование о рекомендациях по эксплуатации ТССР, правилах пользования, ухода;
-
проведение занятий (в индивидуальной или групповой форме) по формированию практических навыков пользования ТССР (в том числе самостоятельному перемещению в коляске, передвижению при помощи костылей, ходунков);
-
оказание консультационной помощи.
Для заключения договора на оказание услуги по обучению пользованию техническими средствами социальной реабилитации граждане предоставляют следующие документы:
-
письменное заявление;
-
документ, удостоверяющий личность гражданина.
Ответственные: специалист по социальной работе отделения социальной реабилитации, абилитации инвалидов, обеспечения дневного пребывания для граждан пожилого возраста.
Режим работы: понедельник – пятница, с 8.30 до 17.30 (обеденный перерыв с 13.00 до 14.00). Выходной: суббота, воскресенье
Прием заявлений осуществляется в кабинете № 3, тел. 28-1-71, г.Смолевичи, ул.Советская, д.146.
В жизни каждого из нас бывают черные полосы. Иногда мы о чем-то грусти и тревожимся. Иногда нас настигает болезнь. А случается, что теряем близкого человека… Причин для подавленного настроения бывает достаточно.
Но рано или поздно на смену черной полосе приходит белая. Так и должно быть, и чаще всего так происходит, к сожалению, не всегда… Если Вы чувствуете, что ваша белая полоса никак не наступит, то эта информация для Вас.
Обычно люди по-разному реагируют на информацию о том, что их состояние является депрессией. Для кого-то будет облегчением узнать, что в их душевных и физических страданиях, наконец-то, можно разобраться, и теперь они смогут получить необходимую помощь. Других людей, напротив, может обуять тревога и страх, связанные со словом «депрессия», которое несет в себе какую-то угрозу.
Депрессия – распространенное психическое расстройство, от которого страдают люди всех возрастных и социальных групп во всех странах мира.
Причинами депрессии могут быть:
-
Драматические переживания;
-
Чрезмерная нагрузка мозга в результате стресса;
-
Отсутствие яркого света;
-
Побочные действия многих лекарств;
-
Злоупотребление алкоголем, наркотическими и психотропными веществами;
-
Как следствие тяжелых заболеваний.
Депрессия – это душевное состояние длительностью не менее двух недель, для которого характерны чувства печали, подавленности, тревоги, утрата способности получать удовольствие или испытывать радость от чего бы то ни было. Однако плохим настроением депрессия не ограничивается. Депрессия – одно из самых распространённых заболеваний в мире.
Симптомами депрессии являются:
-
Угнетенное настроение;
-
Замедление мыслительной деятельности;
-
Хроническая усталость и упадок сил;
-
Чувство одиночества и непонимания;
-
Душевная боль;
-
Расстройства сна;
-
Нарушение аппетита;
-
Симптомы физического неблагополучия, не поддающиеся обычному лечению.
Степени депрессии:
-
Легкая – человек сам в состоянии справиться с этой проблемой;
-
Средняя – человек уже больше времени занят только собой и своими мыслями, своими проблемами;
-
Тяжелая степень – человек начинает сторониться и избегать контактов. Становится замкнутым. Основную часть времени, человек, лежит, не разговаривает.
Как выйти из депрессии – 8 шагов:
-
Соблюдать режим дня;
-
Высыпаться;
-
Правильно питаться;
-
Больше двигаться;
-
Вести здоровый образ жизни;
-
Проводить больше времени с близкими и родными людьми;
-
Не забывать о хобби;
-
Избегать стрессовых ситуаций.
Если Вы не в состоянии справиться с депрессией самостоятельно, то необходимо обратиться за помощью к специалисту (психологу, психотерапевту), который подберет правильное лечение либо медикаментозное, либо психотерапию (коррекция состояния без медикаментов, с помощью специальных психотерапевтических методов).
Как вести себя с человеком, страдающим депрессией?
-
Ни к чему не принуждайте;
-
Не ставьте себя в пример;
-
Не будьте агрессивным;
-
Признайте важность ситуации;
-
Посоветуйте обратиться к специалистам.
Помните, что главное, не бояться помочь самому себе, как только проблема появилась на горизонте.
Члены семьи перенесшего инсульт человека зачастую переживают состояние серьезного психического напряжения, вызванного как переживаниями за своего близкого человека, так и собственным физическим перенапряжением.
Сказываются недосыпание из-за сильных переживаний и дополнительная нагрузка из-за необходимости разрываться между домом и больницей. Не становится легче и когда больного выписывают из больницы, ведь нужно научиться ухаживать за лежачим больным. Период восстановления после инсульта может затянуться на довольно продолжительный период времени. У человека, ухаживающего за больным, накаливается хроническая усталость, и тогда и больного, и ухаживающего начинает одолевать гнетущее чувство тревоги. Родные, ухаживающие за человеком, перенесшим инсульт, гораздо больше устают и физически, и морально. Ведь фактически это полноценная работа сиделки, не самая легкая работа. И ее не бросишь. Надежда на возвращение к прежнему образу жизни начинает таять. Очень важно не допустить подобное развитие событий, а для этого ухаживающему нужно, прежде всего, позаботиться о своем состоянии.
Тем, кто ухаживает за больным дома, нужно обращаться за психологической поддержкой. Визит к психологу не только даст возможность поговорить со знающим человеком. Психолог порекомендует, как выходить из той или иной ситуации, как лучше находить общий язык с родственником, объяснит, что вспышки ответного раздражения или бессилия тоже естественны, их не нужно стыдиться, и эта проблема решаема.
Памятка родственникам больного по поддержанию своего психологического благополучия:
-
Почитайте в Интернете и посмотрите внимательно вокруг — вы обнаружите, что людей с подобными проблемами тысячи. Это значит, что вы не одни, и ваша проблема — не "наказание за что-то", а просто задача. И ее можно решить.
-
Каждые 4 часа днем нужно прерываться на 30 минут для отдыха. Лучше всего на эти полчаса выйти на улицу и походить — это улучшит кровообращение, будет профилактикой болей в спине и улучшит настроение.
-
Каждый день надо выкраивать себе 30 — 60 минут на любимое занятие, неважно какое, главное, чтобы оно доставляло удовольствие. Это не баловство, это ваша "таблетка" от депрессии. И вам, и вашему родственнику будет лучше, если депрессия у вас не случится.
-
Дать себе право обижаться и сердиться. Это не значит, что надо кричать на родственника. Но, выйти в другую комнату или на улицу и сообщить себе, что "да, я жутко злюсь" можно и нужно. Потому, что хоть вы и понимаете, что родственник так ведет себя не назло, а просто болеет, вы тоже живой человек.
-
Просить о помощи, не ждать ее молча. Мы зачастую недогадливы, а иногда просто боимся помогать, опасаясь, что предложенную помощь отвергнут. Попробуйте словами отчетливо сообщить родным или друзьям, что вам нужна помощь.
-
Привлекайте специалистов по адаптации. Реабилитация и уход — это не только лекарства и средства гигиены. Это и технологии, облегчающие самообслуживание пациента и уход за ним.
-
Также, если у вас есть возможность — привлекайте сиделку. Даже если сиделка будет заменять вас 1 день в две недели, вы почувствуете себя лучше. А у вашего родственника появится новизна в общении, которая тоже нужна.
-
Разговаривайте с родственником. Рассказывайте сами и расспрашивайте его. Рассказывайте и о хорошем, и о сложностях из внешнего мира. Это информация, которая жизненно необходима человеку. Давайте родственнику как можно больше быть самостоятельным, если это только не угрожает его жизни.
-
Как это не избито — нужно принимать витамины. Вы тратите много ресурсов организма, ухаживая за родственником и эти ресурсы нужно возобновлять.